«Стойкий оловянный солдатик»

Г.Х. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

Рецензия

Коробки разнообразных форм, пастельных оттенков и непрерываемая музыка на пианино – первые слагаемые этой сценической сказки.

Поначалу кажется, что спектакль будет чисто музыкальным – длинноволосая девочка, рассаживающая игрушки, не издаёт ни звука, пианино же – наоборот – не замолкает, но… Вдруг распахиваются коробки, из них появляются игрушки, все – в единой гамме, будто пришедшие из прошлого. Их чистые голоса и по-детски выразительная пластика рождают настоящее волшебство – запевая, они начинают и пританцовывать. В чём же смысл?

Дети хотят играть – игрушки хотят жить. Они нуждаются в чутком отношении, и этим нельзя пренебрегать. У каждой из них есть своя история, своя маленькая боль.

Кукла горюет, что маленькая хозяйка забыла про неё и больше не берёт на прогулку в парк, эту же печаль разделяет и лошадка. Причудливая музыкальная игрушка, гостья из Японии, переживает за свою артистическую жизнь, ведь у неё появился весьма нахальный конкурент – Соловей за окном. Свинья-копилка трясётся над каждой своей монеткой, и это не может не вызывать умиление.

Неожиданно в их компании появляется новенький – маленький, совершенно прелестный оловянный Солдатик, вернее, как он сам себя называет – Солдат. “И в сердце оловянном бесстрашие и честь”, на высоких нотах поёт он о себе.

“Люди любят играть в игрушки, а мы – в людей”, так давайте устроим бал в честь нового друга – таков посыл следующей сцены.

И готовятся игрушки как настоящие девочки – дружно кокетничая с принцем, успевают припудрить свои плюшевые носы и поправить причёски, но Солдатик равнодушен к этому. Его оловянное сердце навсегда отдано хозяйке бала – изящной Балерине, которая сперва кажется ему недостижимой принцессой.

Сценический солдатик отличается от своего литературного протопипа и напоминает героя другого детского произведения – Маленького Принца.

Он благороден и не по-детски мудр, и также предан своей единственной Розе – Балерине. Затаив дыхание, дети ловят движения хрупкой обитательницы замка под мягкий аккомпанемент пианино. Солдатик же, как настоящий джентльмен, заботится о каждом шаге своей избранницы – он осторожно ставит под её маленькие ножки в белых пуантах коробки, обеспечивая продолжение её танца. Общая заворожённость принцессой сменяется на плохо скрываемую сонливость, это значит, что японская артистка дождалась своего звёздного часа.

”Цэ-цэ, клюк-клюк, цэ-цэ, клюк-клюк” – неугомонно напевает она и тут же хвалит артистов, которые поют одно и то же – ведь только так можно не дать публике скучать!

Но все аплодируют незадачливой артистке, ведь она – друг всех игрушек.

“В дружбу не играют!” – твёрдым голосом отвечает Солдатик на предложение Чёрта из табакерки поиграть в дружбу.

Действительно, как можно по-настоящему дружить с тем, кто резвым бандитом проносится по детской комнате и пугает бедных девочек?

Но у них есть благородный защитник, который и Чёртика победит, и в любви признается так, что стук живого сердца будет слышен каждому.

Совсем юные артисты превосходно владеют своими голосами – сольная партия каждого раскрывает характер, особую черту героя, а Солдатик же, несмотря на столь юный возраст, свою песнь любви подаёт так, что безграничная нежность светлым звуком разливается по залу.

Но “зло не дремлет” – во время песни Солдатика и танца Балерины, который напоминает движения канатоходца, настолько осторожно и трепетно она ступает по полу, Чёртик с хитрой ухмылкой крадётся по стене. Одно мгновение! И вот Солдатик уже выпал из окошка, как же неосторожно он поверил хитрому проказнику… Здесь же, на сцену вступают Крот и Крыса – уличные обитатели, также не лишённые лукавства. Они согласны помочь нашему смелому герою вернуться обратно в милую комнату, но требуют за это настоящую подлость – нужно убрать Соловья, который своим назойливым, как им кажется, пением не даёт спать. Конечно же, у Солдатика не поднимется рука на это прекрасное создание.

Соловей же, будто только что выпорхнувший из цветочного сада, рассказывает, что он поёт обо всём, что видит вокруг. “И о любви?” – с надеждой спрашивает юный влюблённый. Конечно, и о ней тоже. Тем временем у игрушек всё разладилось. По очереди взбираясь на коробку, они жалуются на свои горести – из Свиньи-копилки дети забрали все деньги, механический Соловей из Японии на грани потери голоса.

Но нет ничего на свете тяжелее, чем потерять друга – к такой мысли приходит команда игрушек. И случается чудо: как и положено в сказке – мягкая игрушка-Соловей возвращает Солдатика домой. Радостно обнимают его все друзья, кроме Балерины – она скромно стоит несколько поодаль, но её мягкая улыбка говорит о самом главном, о любви. Игрушки тут же решают, что надобно устроить свадьбу – звучит жизнерадостная музыка, свет мягко ложится на героев, даже Чёртик и уличные хитрюги присоединяются к радостному событию. Да восторжествует любовь! 

Полина Лесникова

Режиссёр – Александра Осицына

Театр «Сцена на Юровской»,

г. Москва

«Андерсен и музыкальная шкатулка»