«Гадкий утёнок»
«Гадкий утёнок»
Г.Х. Андерсен
Рецензия
Спектакль, поставленный по одной из самых известных детских сказок «Гадкий утенок», не открыл новые смыслы этого текста, но доказал актуальность темы этой прекрасной истории.
В самые первые минуты спектакля перед зрителем предстает Гадкий утенок, рассказывающий о далеком и прекрасном луге. Кто стоит на сцене? Утенок, только что вылупившийся из скорлупки, или уже прекрасный лебедь, осознавший свою силу и красоту? Понять это можно будет только в конце спектакля.
Затем действие возвращается в начало истории и идет по хронологии, представляя нам трех «Гадких Утят». Вначале – несуразного птенца на голову выше своих братьев и сестер, который еще не знает всей жестокости птичьего двора и с любопытством взирает на все великолепие, но на его радостный «кряк» мир отвечает враждебностью. И тогда Утенок подстраивается, пытаясь стать «как все». Его пытается связать веревкой, протянувшейся через всю сцену, общество, абсолютно одноликое в этом спектакле, с выбеленной кожей и густыми черными бровями, в красных и желтых шапках. Оно выкрикивает свое вечное «гадкий», а Утенку ничего не остается, кроме как поверить и принять свою роль урода. Мотив зависимости от чужого мнения обнаруживает себя не только в отношениях главного героя и общества, но и внутри социума, в котором есть ведущее меньшинство и вторящее ему эхом большинство.
Страшно и прекрасно быть другим
И все же Утенку удается сбежать, теперь ему предстоит борьба со своим страхом и неуверенностью. Но после столь долгого пути принятия себя как урода, его ждет понимание красоты его собственной души, а затем и осознание своей силы.
Сценография спектакля лишена перегруженности, она лаконична и проста. Черный цилиндр служит и гнездом Мамы-утки, и троном главы птичьего двора, и избушкой старухи, у которой ищет приют Утенок.
Такой минимализм позволяет сосредоточить внимание на постоянно движущейся толпе, становящейся и дикими утками, и птенцами со двора, и воплощением сомнений и страхов. Сцена и цилиндр с пустотой внутри пугают свой чернотой, будто затягивая в болото, на котором уже раздаются выстрелы охотников, все же не доставшие Утенка, чья судьба не погибнуть в пасти пса, а встать в один ряд со всеми злыми и несправедливыми утками и доказать, что каждый по-своему прекрасен и нет единого знаменателя для всех. В последней сцене Утенок, ставший прекрасным лебедем, уже не один. Он стоит, гордо расправив плечи, как и в начале спектакля, и смело смотрит вдаль, где его ждет прекрасный зеленый луг и где он сможет сказать: «Какой же я счастливый»!
Студентка первого курса театроведческого факультета РГИСИ
Александра Зазнобина
Режиссёр – Мария Еромирцева-Добрая
Детский театр «Мэри»,
г. Санкт-Петербург