«Больно молчать»

«Больно молчать»

По статье Юлии Дудкиной «Меня травили…»

Рецензия

Что может быть страшнее спектакля про детскую травлю? Только осознание того, что он основан на реальной истории журналиста интернет-издания Meduza Юлии Дудкиной. «Больно молчать» состоит из воспоминаний главной героини, ее размышлений о буллинге и встреч с уже повзрослевшими одноклассниками, от которых она сбежала в восьмом классе в другую школу.

Спектакль отвечает на многие вопросы о подростковой травле. Как? Все начинается с обычных насмешек, а заканчивается физическим насилием или простым побегом жертвы от своих истязателей. А как же взрослые? Родители просто выслушают, скажут, что сам виноват. А кого-то даже слушать откажутся. Хотя кому-то повезет, и родители все поймут. Главной героини Юле повезло, и она ушла в другую, обычную школу.
Но почему происходит травля? Почти у каждого, кто находился на сцене, были свои причины. У одной девушки «было слишком много энергии». Для многих это оказалось вполне невинным развлечением, игрой. Кто-то делал это из зависти, потому что не такой талантливый. На этом можно было остановиться, но спектакль, как я уже говорила, отвечает на многие вопросы о буллинге. Все ли остаются в своих ролях? Можно быть только агрессором или жертвой? Во время встреч с бывшими одноклассниками Юля узнает, что и другие подростки подвергались насилию, даже те, что насмехались над ней.

Жестокие игры

«Больно молчать» не имеет одного жанра. Он документальный, авторский, иногда звучат отрывки научных статей о буллинге, между воспоминаниями актеры танцуют и поют. Танцы здесь лишены какой-то пластичности, легкости, наоборот, многие движения угловаты, актеры напоминают иногда кукол на шарнирах, будто говоря зрителю, что травля была и есть, потому что так заведено.

Но ужасает один вопрос, когда ломается четвертая стена, и зал спрашивают, есть ли у кого-то в классе буллинг. И руки некоторых зрителей поднимаются, несмело, даже робко, потому что каждый представил, почувствовал каково быть жертвой. Для кого-то это игра, простая детская забава, а для кого-то это самое ужасное и страшное время в жизни, когда не знаешь, ударят тебя или пока просто посмеются над тобой.

Студентка первого курса театроведческого факультета РГИСИ
Александра Зазнобина

Режиссер — Светлана Шанская

Педагог по вокалу — Марина Санникова

Театр «Птица» МБ ОДО ЦК «Мегаполис», г. Ижевск